Жизнь в пространстве
отношений
Персональный сайт психолога Ирины Сердечной

Экзистенциальная вина. 

Экзистенциальная вина. 

Picture2.png


Мы с вами живем в эпоху, когда всё и о отовсюду нам говорит, подсказывает, призывает к тому, чтобы делать свою жизнь лучше. Что нужно быть таким-то и таким-то, строить отношения так то и так то…Методики, тренинги, школы, которые предлагают нам двигаться к совершенству.
Планка успешности и признания в нашем мире невероятно высока. И нереалистична.
Стремление человека к росту и развитию заложено в природе человека. Наша человеческая потребность становиться, развиваться, испытывать удовлетворенность собой, гордится достижениями. И это хорошо и правильно!
Посыл исходящий из внешнего мира настойчиво нам твердит:
-надо быть (стройным, высоко образованным, психологически проработанным, спортивным, ухоженным .. и так далее )
- надо иметь (дом за городом, новейшую модель автомобиля, смартфона…)
В самих призывах и обладании теми или и иными качествами или объектами нет ничего дурного.
Важно, как Я выбираю из огромного ассортимента предлагаемого человеку миром то, что хочу делать, иметь исключительно Я сам.
Ориентируясь на некий внешний источник, пытаясь соответствовать идеальному образу успешного, счастливого человека вполне закономерно испытывать чувство вины за свое несовершенство. И это чувство будет непременно. Потому что условия успешности и счастья, которые предъявляет внешний мир невыполнимы. Потому что не реалистичны в осуществлении для всех и всегда. Живя не своими потребностями, все больше отдаляясь от своей истинной природы человек переживает непонятное порой чувство неудовлетворенности, недовольства, вины, стыда по отношению к себе. И вместе с тем недовольство окружающим миром, людьми.
Как буд то бы все благополучно, но нет радости. Нет удовольствия от проживаемой жизни.
И вся эта мутная смесь чувств по отношению к себе и своей жизни, ни что иное как
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ВИНА – вина за непрожитую жизнь.
Изначально каждый человек обладает прирожденными своими способностями и потенциями.
Нереализованность этого потенциала всегда вызывает тягостные переживания.

«Когда базисная [прирожденная] сущность личности отрицается или подавляется, человек заболевает, иногда явно, иногда скрыто… Эта внутренняя сущность хрупка и чувствительна, она легко уступает стереотипу и культурному давлению… Даже будучи отрицаема, она в тайне продолжает жить, непрестанно требуя актуализации… Каждое отступничество от собственной сущности, каждое преступление против своей природы фиксируется в нашем бессознательном и заставляет нас презирать себя». Абрахам Маслоу

За невоплощение своей судьбы и отчуждение от своих истинных чувств человек платит цену –
экзистенциальная вина. Внутри себя это может звучать так:
«Если я признаю, что могу это изменить сейчас, то мне придется признать, что я мог изменить это давно. А значит, я виноват в том»
Признать это (особенно когда речь идет о чем-то очень значимом и желанном) бывает настолько больно и невыносимо, что человек предпочитает жить со своим страданием, как с непоправимым: «я ничего не смог(ла) сделать с этим тогда, потому что с этим невозможно ничего сделать в принципе». Хотя исходный пункт этого утверждения далеко не всегда справедлив: «могу сейчас» вовсе не равно «и тогда мог(ла)» (по крайней мере, далеко не всегда равно), просто потому, что всему свое время, что некоторые открытия приходят с опытом, а свершения возможны при наличии достаточного ресурса. Вполне возможно, что тогда ни опыта, ни знаний, ни ресурса, ни поддержки не было. Поэтому «тогда» действительно не мог.»

Четвертый смертный грех, праздность или леность, многими мыслителями интерпретировался как «грех неделания в своей жизни того, что, как известно человеку, он может делать
На то же обстоятельство указывает хассидский раввин Сашья, который незадолго до своей смерти сказал: «Когда я приду на небеса, там не спросят меня: «Почему ты не стал Моисеем?» Вместо этого меня спросят:» Почему ты не был Сашьей? Почему ты не стал тем, кем мог стать только ты?»
Единственное кем мы можем и должны стать – стать лучшей версией самого себя.

Художественная литература в которой звучит тема экзистенциальной вины:
С.Моэм "Луна и грош"
П.Коэльо "Вероника решает умереть" и практичеки все его книги.
Р.Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

Профессиональная литература и.Ялом "Экзистенциальная психотерапия"

Записаться на консультацию/спросить